Итоги пакета Яровой: два года спустя

19 апреля 2018, Россия.
Мы можем подвести некоторые итоги за полтора года применения «пакета Яровой», опираясь на объективные данные статистики Верховного суда РФ за 2016 и 2017 годы, сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на портал Религия и Право и российского адвоката Сергея Чугунова.
В статистике представлены единые данные по всем пяти частям статье 5.26 КоАП РФ — нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. А «пакетом Яровой» с 20 июля 2016 года были введены только части с третьей по пятую. Однако первые две части статьи практически не применяются на практике, известны лишь единичные случаи.
Итого: за полтора года было привлечено к административной ответственности 312 лиц (в это число входят и юридические и физические лица). Наложено штрафов на сумму 4 029 700 рублей.
Согласно мониторингу, проводимому Славянским правовым центром, подавляющее большинство привлечённых к ответственности, это церкви протестантских конфессий или их прихожане.
Мы же считаем, что положения закона, регулирующие осуществление миссионерской деятельности, противоречат как Конституции Российской Федерации, так и нормам Европейской конвенции по правам человека, поэтому должны быть отменены. Однако это не произойдёт никогда, если не бороться за свои права, за свою свободу говорить о том, во что веришь.
На настоящий момент вся борьба за права происходит в основном на уровне обжалования решений судов. При том, что согласно статистике мы имеем более трёхсот лиц, привлечённых к административной ответственности, за всё это время нами было подано только три жалобы в Конституционный суд РФ и одна жалоба в Европейский суд по правам человека. А их должно было быть десятки, как минимум».
Адвокат напомнил: «Закон говорит, что вся литература, которая распространяется в рамках миссионерской деятельности, должна маркироваться полным наименованием. А Конституционный суд сказал, что нет, не вся, а только та, которая распространяется вне мест беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности. Это уже не толкование закона, а дополнение к нему. И теперь на одно ограничение меньше. Значит, надо продолжать. А ведь ещё своё словно не сказал Европейский суд по правам человека по той единственной жалобе».
Подводя итоги, Сергей Чугунов сказал, что проблема в том, что протестанты в России «не готовы бороться за наше общее право на свободу совести и вероисповедания. А потому, потерпев поражение, готовы мириться с неконституционными ограничениями, потому что «проще оплатить штраф». Так быть не должно».