17 мая 2017 в 6:13

«Мама!» — Библия и религия в пересказе гностиков

В сентябре в прокат вышел новый фильм американского кинорежиссёра Даррена Аронофски, известного по картинам «Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Чёрный лебедь», «Ной» и другие, — «Мама!» с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом в главных ролях.

Фильм не пользуется большой популярностью у зрителей, которые часто покидают зал, не дождавшись окончания ленты. Некоторые из них в ходе просмотра смеются, матерятся, а по окончании заявляют, что в следующий раз придут на «нормальное кино». Не до конца понимают «Маму!», по крайней мере, по нашему мнению, и все критики. Так, известный белорусский кинокритик, журналист Сергей Филимонов охарактеризовал ленту на своей странице в Facebook как фильм об «отношениях творческого человека с окружающей средой, семьёй, о пренебрежении бытом».

Однако, по нашему мнению, идея фильма более глубокая и отражает очередную попытку режиссёра познать Бога, осмыслить Его взаимоотношения с человеком, как это уже можно было видеть в «Пи», «Фонтане» и частично в «Ное».

Читая рецензии на фильм, можно встретить мнения, что в фильме присутствуют библейские мотивы. Однако в действительности в фильме Библии значительно больше, чем просто мотивов или отдельных сюжетных линий. «Мама!» — это пересказ Библии в символах и образах, близких каждому из нас. И если в «Пи» и «Ное» преобладали иудейские трактовки Бога и Библии (Даррен Аронофски вырос в семье, члены которой придерживались консервативного иудаизма), то в новой ленте есть отсылки и к Евангелиям, и в целом к Новому Завету, а также в целом к христианству. Правда, все эти трактовки не христианские и даже не иудейские, а скорее гностические.

ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!

В центре фильма лежит традиционное для гностицизма представление о дуализме духа и материи. Поэт, которого играет Хавьер Бардем, предстает в роли гностического Демиурга, который, как и в представлениях гностиков, создавая мир, не ведает, что творит и постоянно ошибается. При этом он нуждается для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце, в том числе в людях, которые бы вдохновляли его на написание новых книг и одновременно почитали его.

Противоположность ему — героиня Дженнифер Лоуренс, мама, которая пытается создать свой маленький рай. В определённой степени она является персонификацией Земли и той любви, которой нет у Демиурга и которая так нужна ему для нового творения. Пока Поэт занимается поиском вдохновения, она в одиночку обустраивает их мир.

Но тут он впускает в их рай человека, затем появляется жена (её появление также напрямую отсылает к Библии). Вместе они начинают обустраивать чужой рай на свой лад и даже пробираются в запретный кабинет Поэта, где разбивают запретный плод. Затем появляются их сыновья, происходит первое убийство, появляется всё больше и больше людей, наплевательски относящихся ко всему созданному героиней Лоуренс, к её раю, и спасти от них может только потоп.

Затем опять всё затихает. Но вот Демиург дописывает свою книгу, настолько чудесную, что к ним в дом опять устремляются толпы людей, при этом каждый из них понимает эту книгу по-своему. Люди опять разрушают и переделывают под себя дом Мамы, начинаются войны, противостояния, религиозный фанатизм, начинает гонения инакомыслящих Издатель — все земные конфликты и грехи собираются в одном доме. И лишь некоторые из людей готовы заступиться за Маму и тот рай, который она создала.

Апогеем фильма является момент, когда Поэт отдаёт на растерзание толпы своего Сына, после чего Мама решает положить всему конец… Конец света…

Стоит ли рекомендовать этот фильм всем христианам? Нет, это кино неоднозначно и не для всех, особенно в эпоху моды на оскорбления чувств верующих. Многим не понравится то, как показаны верующие, в том числе христианские, а тем более то, как показан Творец и причины его действий. Но тем, кто не боится посмотреть на себя со стороны, кто хочет подумать об отношении человека к природе и творению, кто хочет поближе познакомиться с историей христианства, в том числе узнать больше о христианском гностицизме и затем попытаться найти аргументы против него, посмотреть ленту все-таки стоило бы.

Максим Гацак, Крыница Инфо