Межконфессиональная этика. Уважать или проклинать человека с другим мнением?
В мире насчитывается множество различных христианских конфессий и деноминаций. Велика вероятность, что мы, исповедуя одно учение, рано или поздно столкнёмся с теми, кто исповедует какое-либо другое учение.
В этот момент хочется вспомнить старый христианский анекдот.
Представьте, как затрепетало моё сердце, когда я был в самолёте и вдруг человек, подсевший в соседнее кресло, достал из своей дорожной сумки… Библию! Я, набравшись смелости, спросил:
— Вы верующий?
— Да, — ответил незнакомец спокойно, но настороженно.
Я судорожно сглотнул. Но, хотя я и был ещё молодым верующим, я уже знал: нужно быть предельно предусмотрительным.
— Признаете ли вы непорочное зачатие?
— Безусловно.
— Божественность Христа?
— Вне всякого сомнения.
— Крестная смерть Иисуса?
— Он умер за всех людей.
Неужели рядом со мной сидел настоящий христианин? На всякий случай я продолжил проверку:
— Состояние человека?
— Грешник, нуждающийся в благодати.
— А что такое благодать?
— Бог даёт человеку то, чего тот не в состоянии заслужить сам.
— Второе пришествие?
— Внезапное.
— Библия?
— Боговдохновенна.
— Церковь?
— Тело Христово.
Я начал приходить в возбуждение:
— Консервативный или либеральный?
Моему соседу тоже становилось всё интереснее:
— Консервативный.
— Направление?
— Южно-конвенционный Диспенсационный Тринитарный Альянс Великого Поручения.
— И я оттуда же! Ответвление?
— Предтысячелетнее, поствеликоскорбное, клеточногрупное, нехаризматическое, безкосыночное, с еженедельным причастием из общей чаши.
Мои глаза увлажнились. У меня оставался последний вопрос:
— А чаша у вас хрустальная или металлическая?
— Хрустальная, — ответил он.
Я отпрянул назад и, отвернувшись, сухо бросил: «Еретик!» Больше я с ним не разговаривал.
Может, это и смешно, но доля правды в этом анекдоте есть. С одной стороны, всегда интересно столкнуться с человеком, который также исповедует Христа, но делает это по-другому. С другой стороны, никогда не знаешь, что из этого может выйти.
Я нахожусь в служении уже много лет и за это время пришёл к двум весьма важным выводам:
1) Во-первых, я далёк от мысли, что есть моя церковь, а есть неправильная. И потому каждый имеет полное право исповедовать Бога исходя из собственного мировоззрения. Ведь каждое учение не сформировалось на пустом месте, я более чем уверен. Но в любом вероучении каждая точка зрения и каждая доктрина была сформирована путём долгих духовных поисков, иной раз даже методом проб и ошибок.
Конечно же, любую точку зрения и доктрину можно оспорить. Но я уверен, что для истинно верующего человека его доктрины — это не просто свод конфессиональных правил. Поэтому возникающие время от времени местечковые конфессиональные споры зачастую заканчиваются тем, что каждый остаётся при своём мнении. Но дело не в том, что кто-то прав, а кто-то нет (хотя иногда так тоже может быть). Просто есть ещё другой фактор, который нужно всегда иметь в виду.
2) Во-вторых, несмотря на разность мнений, всё же именно то, что человек исповедует, является его ценностью. Иногда встречаются люди, которые берут на себя роль духовных крестоносцев, цель которых — убедить всех и вся в том, что только их вероучение правильное, а остальные находятся в Вавилоне и уже начинают медленно тлеть в геене огненной. В своё время я тоже находился в числе таковых людей. Слава Богу, что Он однажды достучался до моего сердца и показал мне, что в такой позиции нет абсолютно никакого смысла. Если человек любит своё вероучение, если он прошёл определённый духовный путь, находясь в своей конфессии, и имеет серьёзный духовный опыт, то вы такого человека не переубедите, даже если приведёте сотни «железобетонных доказательств» его неправоты и заблуждения.
Мк. 9:38-41: «При сём Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».
Заметьте, Иоанна не удивляет тот факт, что некто посторонний изгоняет бесов Именем Христа. Его больше всего смущает тот факт, что этот некто «не ходит за нами».
Мне думается, за 2000 лет ничего не поменялось. Нам до сих пор кажется, что тот, кто «не ходит за нами» априори не может нести всю полноту Истины. Интересно, а что хотели ученики услышать от Христа, сообщив Ему об этом человеке? Хотели ли они услышать, что этот некто — такой нехороший еретик, в отличие от вас, хороших ребят, которые ходят в правильную церковь?
Я думаю, что Христос желал их научить фундаментальному принципу: христианство — это не копировальная фабрика, которая штампует идеальных верующих. И всегда будут те, кто не похож на тебя, даже внутри конфессии есть ряд верующих, которые выбиваются из общего правила.
Чувствую, что у читателя может возникнуть вопрос: и что теперь, мы должны принимать всех подряд, даже тех, кто несёт откровенную ересь?
Нет, я уверен, что не должны. Я уже проговаривал выше, что люди не обязаны менять систему своих ценностей, в том числе и конфессиональных, в угоду мнению других людей. Но при этом, если сегодня моя церковь — это не закрытая секта, которая отгородилась от внешнего мира и живёт в собственном мире, если мы принимаем ту последнюю молитву Иисуса Христа, которой Он молился прежде, чем Его схватили:
Ин. 17:15, 21: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».
то мы должны прекрасно понимать, что для Христа очень важно, чтобы мы не огородились друг от друга просто потому, что кто-то носит платки, а кто-то соблюдает субботу или молится на языках.
У нас общая цель и общий фундамент. Мы все принимаем Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Все мы принимаем авторитет Священного Писания. Все знаем, что только по вере даруется праведность от Господа. Все мы веруем в драгоценный подарок от Господа — благодать, которая является спасительной для всех людей. Все мы призваны своей жизнью воздавать славу только лишь одному Господу.
По материалам: Новая Жизнь во Христе.