Вообще-то, у Иосифа ничего не было против его братьев. Никаких претензий. Любимчик Иакова. Он одевался, как его одевали, и работал столько, сколько позволяли.
Иаков, водимый страхами и предрассудками, оберегал Иосифа и невольно демонстрировал к нему особую отцовскую привязанность. Десять сыновей Израиля не то чтобы были против, они злобно завидовали младшему брату. При этом отцу они не предъявляли претензий. Но как только выпал случай, они, забыв о родстве, «убили» Иосифа. Зависть породила убийство в доме патриарха.
Чему завидовали братья? Цветным одеждам? Тому, что он любимчик у отца? Его снам? Его простодушию? Завидовать можно всему. Успеху, семье, работе, карьере, собственности, таланту…
Следуя библейским определениям, зависть — удел рабов. Зависть разрушает, убивает и калечит. Зависть разделяет и приносит вражду.
Можно выделить два основных направления зависти для христиан.
1. Зависть в церкви (как это было внутри семьи Иакова). Завидовать можно служению, духовным успехам, дарам, плодам и так далее. «Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моём, не найти вас такими, какими не желаю,.. чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков…» (2-е Коринфянам 12:20)
2. Завидовать миру. «Да не завидует сердце твоё грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем…» (Притчи 23:17)
Иаков заявляет, что, «где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иакова 3:16). Зависть сродни ропоту или сварливости, недовольству. Зависть приносит неустройство и всё худое. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину» (Иакова 3:14) Она заставляет лгать, клеветать и бунтовать против Истины. Человек с чувством зависти разрушает свою судьбу. Зависть — отвратительный советчик и мотиватор.
Асаф оценивает себя как «едва не поскользнувшимся» лишь только потому, что на минуту позавидовал нечестивым. Завидовать миру, временным видимым успехам нечестивых, — пожалуй, худшее, что может произойти с христианином. Это дорога к отступлению и потере Бога. Не через это ли некоторые были увлечены от Христа?
Павел говорит, что мы имеем ум Христов, у нас натура новая. Зависть приходит только тогда, когда мы не осознали или не поняли, кто мы во Христе. Что у нас есть власть называться и быть детьми Божьими и что мы бесконечно любимы небесным Отцом, и эта любовь наполняет нас, а любовь «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится…» (1-е Коринфянам 13:4).
Олег Александров для Во Свете