Революция и Реформация. Маркс против Лютера
Автор: Алекс Керимли для ВО СВЕТЕ.
Год, в котором мы живём, интересен прежде всего тем, что на него приходятся две важные даты. 500 лет назад, 31 октября 1517 года, Мартин Лютер прибил к двери Католической Церкви «95 тезисов», и это считается днём начала Реформации в христианстве.
Я бы назвал её «Великой Реформацией». Все существующие сегодня церкви, которые имеют в своей основе принципы «Sola Scriptura, Sola Fide, Sola Gratia» — «Только по Писанию, только по вере, только по благодати», которые отрицают обрядность и следование традициям, — все они справедливо отмечают в этом году своё 500-летие!
Второе событие также имеет слово «великая» в названии. Это «Великая Октябрьская Социалистическая Революция». Она случилась 25-26 октября (7-8 ноября по новому стилю).
Первое событие имеет явно религиозное содержание, второе — явно политическое. Но это только на первый поверхностный взгляд. На самом деле, прямым следствием Реформации стало развитие капитализма, а Революция поставила своей целью искоренение капитализма и развитие социализма.
Кроме того, Реформация открыла дорогу подлинной религиозной свободе, а Революция положила начало невиданному доселе гонению на религию в пределах бывшей Российской Империи. Как мы видим, события оказались антиподами. Мы, пожалуй, можем сказать, что Революция оказалась своего рода Контрреформацией и по эффективности составляет конкуренцию реакции Католической Церкви, 483 года назад выразившейся в создании и активной работе Иезуитского Ордена.
Давайте рассмотрим аспекты Реформации и Революции.
Реформация открыла дорогу к свободе совести, свободе вероисповедания, свободе слова и свободе предпринимательства. И, как результат таких свобод, ранее невиданных не только в «просвещённой» Европе, но и во всём мире, — все страны, основу которых составили христиане реформаторских церквей, пережили такой подъём, в результате которого они стали называться «развитыми странами».
В этих странах процветает не только экономика, но и политическая свобода. Чтобы понять причины успехов Реформации, надо понять, какие идеи легли в её основу. В центре Реформации лежала Библия. Свободная от многовековых традиций Церкви, Библия учит об ответственности каждого человека, а не общества или церковного/государственного института за собственное спасение.Красной нитью проходит идея, что слепое следование за мнением окружающих является ошибочным. Достаточно часто и в Ветхом, и в Новом Заветах верность одного противопоставляется заблуждению общества. Вот несколько ярких примеров: Авраам отделяет себя от общества Содома и Гоморры; Моисей противопоставляет себя всей государственной машине фараона; Давид — царю Саулу; Илия — многочисленным священникам Ваала и царю с царицей; Иисус — синедриону и кастам фарисеев и саддукеев. То есть личное мнение может и должно иметь право на существование в независимости от мнения окружающих.Слепое подчинение толпе осуждается Библией. Лидер Реформации Мартин Лютер, поняв этот принцип, противостоял всему механизму Католической Церкви. Идея независимости личного мнения стала тем мощным импульсом, кардинально изменившем общество. Она положила конец монополии Церкви на владение умами прихожан. Теперь каждый и всякий имел право на трактование Писания и на чтение его на родном языке.Свобода совести, вероисповедания и проповеди привела к такой трансформации сознания, которая позволила каждому человеку перестать надеяться на «доброго царя», а начать трудится самому, используя и развивая таланты, доселе подчинённые воле лидеров и общества.
Революция, будучи основанная на принципе всеобщего равенства и идеях Маркса (которые я рассмотрю в другой статье), привела к противоположным результатам. Для того, чтобы понять Революцию, нам надо понять марксизм. Основная идея Маркса (но совершенно не новая!) была в том, что общество главенствует над личностью. Интересы одного неизменно должны подчинятся интересам всех. Государство (бюрократия) имеет все права на каждого человека. Оно заботится об индивидууме: даёт кров, работу, питание, всё необходимое для жизни. Но подавляет любое инакомыслие и частную инициативу.
Недаром Маркс объявил частную собственность на средства производства злом, которое должно быть заменено на «общественную» собственность, которая на самом деле является собственностью бюрократического аппарата.При социализме/коммунизме нет места личному мнению и личной инициативе, ибо они подрывают идею «всеобщего равенства». Здесь нет места Стивам Джобсам и Сикорским, Биллам Гейтсам и Сергеям Бринам. Ибо такие люди, имея идею и соответствующий характер, не только смогут внести революцию в развитии производства и технологий, но и обогатить себя, нарушив «священный» закон «всеобщего равенства».
Маркс полагал, что общество, где все люди равны, будет самым прогрессивным. Однако получилось наоборот. Общественная собственность на средства производства привела к стагнации и потере инициативы. В результате социалистический строй безнадёжно отстал от капиталистического.
Кроме политической и экономической составляющей, Революция имела и религиозную составляющую. В её основе лежала теория Дарвина. Социалистическое общество, взявшее её за основу, начала террор веры в Бога. Ибо видела в последней форму инакомыслия, которая мешает «прогрессивному» развитию общества. Если Реформация дала свободу любому проявлению любой веры, включая дарвинизм, то Революция по своей тоталитарной природе не может позволить плюрализм идей. В результате преследованию подвергались любые идеи и верования, отличающиеся от общепринятых.
Итак, как мы видим, Реформация Лютера и Октябрьская Революция являются антагонистами и предлагают взаимоисключающие ценность и цели. Какие из них являются истинными, решать каждому, вне зависимости от мнения окружающих. Ведь мы пока ещё живём в обществе, основанном на свободе личности.