21 апреля Верховный суд Нидерландов в Гааге наделил врачей правом законно осуществлять эвтаназию для больных с прогрессирующей деменцией. Процедура доступна для пациентов, которые ранее оформили соответствующее волеизъявление в письменной форме, даже, если они больше не способны подтвердить его из-за болезни.
Постановление Верховного Суда стало знаковым для голландского законодательства об эвтаназии, которое до этого момента требовало от пациентов подтверждения волеизъявления об эвтаназии. Фактически, это считалось невозможным для пациентов, страдающих прогрессирующей деменцией, которые из-за приобретенного слабоумия теряли возможность подтвердить желание расстаться с жизнью.
«Врач может выполнить ранее полученное письменное требование об эвтаназии от лиц с прогрессирующим слабоумием», — говорится в резюме решения Верховного Суда.
Решение было вынесено после того, как правоохранительные органы страны начали уголовное преследование в отношении врача дома престарелых, применившего эвтаназию к 74-летней женщине, страдающей болезнью Альцгеймера. Её завещание включало в себя пункт, который подтверждал её желание прибегнуть к эвтаназии. Семья пациентки также выступала за использование этой меры.
Врач был освобожден от всех обвинений ещё в прошлом году, но прокуроры запросили постановление Верховного суда, чтобы иметь юридический прецедент и получить ясность по этому вопросу.
Данный случай рассматривался как «проверка правовых границ» для случаев эвтаназии в Нидерландах, где закон допускает «вспомогательные самоубийства и убийства из сострадания» в ограниченных условиях под наблюдением медицинских работников.
В качестве необходимых условий указываются невыносимые страдания, которые испытывает пациент, отсутствие надежды на выздоровление, а также желание расстаться с жизнью.
Современная медицина и фармокология достигли уровня, позволяющего длительное время поддерживать жизнь смертельно больного и страдающего человека. Критики эвтаназии обвиняют её апологетов в попытках убедить общество в том, что жизнь является благом лишь тогда, когда удовольствия преобладают над страданиями, а положительные эмоции над отрицательными.
Следуя такому образу мышления, человек, выбирая между жизнью в страдании и смертью, должен выбрать смерть в качестве наивысшего блага. Таким образом человек отвергает жизнь, данную ему Богом.
Проблема эвтаназии — один из наиболее актуальных вопросов современного богословия и христианской этики, ответ на который Церкви ещё предстоит дать. Если быть точнее, классическое христианское богословие даёт недвусмысленный ответ на всё, что касается самоубийства.
Но момент, когда Церковь будет объяснять свою позицию современному гуманистическому обществу, обязательно должен наступить.
По материалам Reuters