«Церковь должна быть там, где боль и слёзы, особенно детские…» В Украине из-за пандемии 42 000 детей отправили из интернатов «домой»
Детей отправили домой, не разбираясь, есть ли, куда им идти. Родители или опекуны зачастую не способны обеспечить их не только индивидуальными средствами защиты, но даже полноценным питанием.
Руководитель благотворительного фонда «Доброе начало», который доставляет гуманитарную помощь и продукты питания для неблагополучных семей в сёлах, рассказал об ужасающей ситуации, в которой оказались дети.
Пастор Церкви Завета в г. Одессе и руководитель БФ «Доброе начало» Пётр Емельянов рассказал о том, с чем столкнулись дети, когда их отправили «домой».
Расскажите, правда ли, что десятки тысяч детей были отправлены домой? Как сейчас складывается ситуация?
Ситуация ужасная, по-другому назвать нельзя. Пару недель назад мне позвонил руководитель службы по делам детей Одесской области и попросил о помощи. Так мы стали собирать продукты, предметы первой необходимости и начали оказывать адресную поддержку семьям в области.
Как реагируют на возвращение детей опекуны или те, кто их воспитывает?
Некоторые из них вообще не ожидали, что их дети вернутся, многих не было дома, и детей оставляли соседям либо каким-то родственникам.
Дети младшего возраста фактически оказываются бременем. Люди не были готовы к тому, что в их дом вернется ребёнок. А иногда и двое, и трое. Родители в таких семьях чаще всего ведут глубоко неблагополучный образ жизни: пьют, наркоманят.
Есть семьи, где алкоголем не злоупотребляют, но они живут глубоко за чертой бедности. Им просто нечем кормить детей.
Как сами дети реагируют на происходящее?
Когда мы к ним приезжаем, кто-то смущается и боится, потому что мы для них чужие, кто-то наоборот — открыт, бежит навстречу. Но все благодарят за продукты и Библии.
Помимо продуктов питания мы ещё развозим детские и взрослые Библии, детям они очень нравятся. Оказывается, в большинстве семей нет Слова Божьего. И мы эту нужду тоже стараемся восполнять.
Действительно ли ситуация так тяжела, как пишут в СМИ?
Ситуация намного сложнее, потому что условия проживания детей часто крайне тяжёлые.
К примеру, я был в семье, куда отправили детей из интерната, а там мама больна ВИЧ и туберкулезом. Теперь дети живут с ней.
Настоящего масштаба этой беды вообще никто не знает. Есть семьи, которые стоят на учёте в службе по делам детей, но есть и такие, и их очень много, которые не стоят ни на каком учёте, о них даже и не знает никто. Поэтому детей и семей, которые нуждаются в такой помощи, в несколько раз больше.
Многие семьи на грани выживания, люди не могут себе позволить купить продукты, потому что доход на одну семью составляет 1000-1500 гривен. И тут возвращаются дети… Чем их кормить?
Приобрести какие-то медикаменты люди тоже не могут, потому что бесплатной медицины как таковой тут особо нет, за всё нужно платить. Люди на грани выживания, и такие условия жизни всего в 30-50 км от Одессы. А если едешь дальше — 100-150 километров, то там ещё тяжелее.
Сколько членов вашей команды принимают участие в этом служении? Нужны ли вам ещё волонтёры?
Участвует весь наш Дом Надежды. Это около 20 человек, которые принимают участие в формировании и доставке продуктовых наборов. Кто-то занимается закупкой, кто-то формирует наборы, кто-то ездит и раздаёт. И, конечно, если бы было больше рук, то мы этот объём работы могли бы сделать намного быстрее и больше.
Волонтёры очень нужны, но из-за того, что это дальние расстояния и не очень хорошие дороги, люди откликаются неохотно.
Всё ли получается сделать для этих детей или есть что-то, что больше ваших возможностей?
К сожалению, нет. Нужда детей намного больше, чем то, что мы можем сделать.
Для меня сегодня особое значение приобрели слова «Дети всего мира плачут на одном языке». Они глубоко в моём сердце, потому что когда приезжаешь к этим детям, смотришь в их глаза, хочется всего себя отдать на то, чтобы их жизнь стала хоть немного лучше. И тут ты понимаешь, как мало ты можешь сделать. Это больно.
Продуктовые наборы — это маленькая часть, которую мы можем сделать. Потому что раз-два мы привезём, может, больше, но главное не меняется. Родители продолжают пить. Детям часто даже некому рассказать, что с ними происходит, если кто-то что-то неправомерное с ними делает.
Что помогает не опускать руки, когда вы видите столько страдания и несправедливости?
Наверное, за последние пару недель у меня перебор с этими страданиями и несправедливостью. Да и у всей нашей команды. Но Церковь должна быть там, где нужда, боль и слёзы, особенно детские.
Мы черпаем силы в Боге и Слове Божьем, потому что со всей этой болью приходим к Нему, встаём на колени и просим у Господа: «Помоги помочь ещё одному, для нас это очень важно!»
Придаёт сил, когда дети благодарят, когда у них глаза светятся благодарностью. А ещё мы видим столько восторга, когда они получают детские Библии.
Я верю, что это не просто социальная работа, Бог доверяет нам судьбы детей, и я уверен, что эти ребята станут служителями Божьими и будут проповедовать Евангелие.
Епископ Церкви Завета в России и Украине Виталий Максимюк призвал христиан оказать посильную поддержку этому служению:
«Наш Дом Надежды в Украине за последние годы стал местом, где Господь позволяет нам заботиться о подростках, давать им пищу, кров, а самое главное — вкладывать в их сердца любовь Христову.
Но то поприще, которое Господь доверяет нам сегодня, кажется необъятным. Мы будем благодарны за любую помощь: будь то молитвенная поддержка, финансы, продукты питания, медикаменты. Вместе мы сможем послужить гораздо большему количеству семей.
Вспоминайте о нас в молитвах. Быть может, Господь откроет и вам возможность внести свой вклад в служение детям Украины».
Хотите поддержать благотворительный фонд «Доброе начало»?
Свяжитесь с руководителем фонда Петром Емельяновым: +380 (67) 683-4000.