«Ей было трудно жить с грузом того, что она там видела…» — епископ РЦХВЕ рассказал о своей бабушке, прошедшей через Аушвиц
27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Епископ Российской церкви Христиан веры евангельской Виталий Коган рассказал том, какой след в душе его бабушки оставил концлагерь в Аушвице.
«В годы войны моя бабушка Александра попала в плен и была отправлена в Аушвиц — место страдания, голода и смерти.
Это случилось осенью 1944 года. Когда новых пленников привозили в лагерь, то строили их на плацу, а после отбирали тех, кто был способен выполнять какую-то работу. Остальных отправляли в газовые камеры.
Она была молодой, сильной, полной жизни девушкой, поэтому её с несколькими заключёнными отправили в барак.
Позже она рассказывала, что не в силах забыть тот ужасный запах и смрад человеческих тел, который стоял там. Так она жила и работала несколько месяцев.
В конце января, по её рассказам, советская армия шла на Берлин, и немцы знали об этом. Уже к Новому году стало заметно — что-то не так, потому что немцы уже не вели себя так уверенно, они собирались уходить.
В один день немцы просто бросили всех заключённых, которые оставались в бараках, и ушли.
Это случилось в конце января, стояла холодная зима.
Заключённые выглядели очень страшно. Ни у кого не было зимней одежды, только ветхие грязные лохмотья, которые промерзали насквозь.
В бараках не было никакого отопления, люди спали на полках, прижимаясь друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. А на утро они выносили трупы тех, кто не смог пережить ночь.
Несмотря на то, что лагерь больше никем не охранялся, заключённые боялись выйти в город — казалось, что весь мир против них и, как только они выйдут за территорию лагеря, их заметят, поймают и убьют.
Поэтому они продолжали держаться все вместе, несмотря на лютый холод и голод. Еды не было совсем. Никакой.
В те дни очень многие из них погибли не от газовых камер, а потому, что были уже не в состоянии пережить эту зиму.
Весной, когда потеплело и война переместилась на запад, в Европу, бывшие узники решили искать спасения на востоке. Они забрались в товарный, не предназначенный для перевозки людей поезд, который двигался в восточном направлении, и спрятались.
Так они ехали несколько дней и в какой-то момент, когда поезд ехал по полям Украины с относительно невысокой скоростью, они решили, что это хороший момент, чтобы спрыгнуть, прямо во время движения поезда.
Когда Александра спрыгнула, то по инерции покатилась вперёд и на какое-то время потеряла сознание, а когда пришла в себя, ей вдруг показалось, что она лежит прямо под поездом. Она дёрнула ногу в сторону и это была ошибка, потому что она повернула ногу под поезд. Так она лишилась ноги.
К счастью, неподалеку оказались люди, которые увидели её, подобрали и выходили. Если бы их не оказалось рядом, она бы точно не выжила.
Спустя десятилетия, когда мои родители уходили на работу, бабушка Александра заботилась обо мне.
Она приняла Иисуса как своего Спасителя, покаялась. Но при этом ей было очень трудно жить с грузом всего того, что она увидела в Аушвице и что хранила её память.
Она очень редко улыбалась.
Улыбка озаряла её лицо лишь тогда, когда служители церкви приносили ей домой хлебопреломление. Ей было тяжело ходить на протезе, поэтому служитель церкви приходил к нам домой каждый месяц.
В такие моменты собиралась вся наша семья, звучало Слово Божье, молитва и в этот момент с бабушкой что-то происходило. Она всегда согнутая из-за боли в ногах и спине, вдруг распрямлялась, исполнялась Духом Святым и молилась на языках с такой редкой для неё улыбкой.
Я пронёс эту картину в памяти сквозь все годы своей жизни.
Бабушка Александра прожила долгую жизнь и умерла в 96 лет».