Конституционный Суд РФ подтвердил право граждан предоставлять своё жильё религиозным организациям для богослужений

Конституционный Суд РФ поддержал право граждан на проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний в жилых помещениях, а также право на предоставление адреса жилого дома в качестве адреса, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.

14 ноября 2019 года Конституционный Суд РФ в открытом заседании провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса РФ и части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Напомним, что слушание по делу О. В. Гламоздиновой состоялось 8 октября 2019 года. Больше месяца религиозные организации России ждали решения Конституционного Суда.

Суд под председательством Зорькина Валерия Дмитриевича постановил:
«Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйств предполагает в числе прочего размещение жилого дома, в котором могут беспрепятственно совершаться богослужения, религиозные обряды и церемонии, что согласуется с предназначением жилья, призванного удовлетворять не только материальные потребности граждан, но и их духовные интересы, в том числе духовные нужды верующих. При этом права и законные интересы других лиц, правила пользования жилыми помещениями должны соблюдаться верующими неукоснительно.
С согласия собственника жилья возможна и государственная регистрация религиозной организации по адресу жилого объекта недвижимости. Само по себе предоставление жилого помещения по договору для использования в качестве места нахождения религиозной организации может быть в конкретной ситуации направлено на обеспечение или подтверждение формальных условий её правосубъектности как юридического лица, подлежащего государственной регистрации. Это имеет особое значение для малочисленных религиозных организаций, не имеющих своих зданий, помещений, а также возможности приобрести или арендовать их. Такое предоставление не обязательно означает трансформацию жилого помещения в административное (служебное) помещение религиозной организации, а потому и не приводит с неизбежностью к использованию земельного участка под ним не по целевому назначению.
Если всё-таки возникает вопрос о привлечении к административной ответственности собственника за использование земельного участка не по назначению, правоприменителям необходимо исходить из всей совокупности фактических обстоятельств, свидетельствующих о трансформации жилого помещения в культовое или административное (служебное), размещение которых предусматривается на земельных участках с такими видами использования, как «осуществление религиозных обрядов», «религиозное управление и образование».

КС РФ постановил, что оспоренные законоположения Конституции РФ не противоречат, и разъяснил их конституционно-правовой смысл, согласно которому они не предполагают привлечения к административной ответственности (по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ) собственника земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» и расположенного на нём жилого помещения в случаях предоставления религиозной организации возможности совершать в этом помещении богослужения, религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес этого жилого помещения в качестве адреса религиозной организации и не допускают такого использования этого жилого помещения, когда оно, фактически утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового либо служебного помещения религиозной организации.
Дело заявительницы подлежит пересмотру».

По информации Славянского правового центра

ВО СВЕТЕ