Когда в 2020 году на фоне пандемии были закрыты массовые богослужения и онлайн-церковь, как формат церковной жизни, стала частью повседневной жизни, многим служениям пришлось нелегко. Некоторые до сих пор спорят о допустимости онлайн-участия в богослужениях, но даже эти технологии — позавчерашний день.
Не так давно Марк Цукерберг объявил о том, что Facebook работает над созданием метавселенной. А вчера, 28 октября, объявил о смене названия компании на Мета. При этом Facebook — не единственные, кто ведут человечество в новую метареальность. Многие технологические гиганты видят своё будущее в создании метавселенной.
Что же такое метавселенная?
Впервые термин «метавселенная» использовал писатель-фантаст Нил Стивенсон в своем романе «Лавина» (Snowcrash) 1992 года.
В мире Стивенсона метавселенная — виртуальный мир, куда люди получают доступ через персональные терминалы. Эти устройства проецируют дисплей виртуальной реальности на очки, которые носит пользователь. Попав в метавселенную, герои романа посещают виртуальные ночные клубы или покупают недвижимость.
Марк Цукерберг видит метавселенную Facebook как «виртуальную среду, в которой вы можете присутствовать с другими людьми в цифровых мирах. Это «воплощённый интернет», где вы находитесь внутри, а не смотрите на него». Определяющая характеристика метавселенной, по словам Цукерберга, — «это присутствие, ощущение того, что вы действительно находитесь в другом месте или с другим человеком».
«В будущем вы сможете сидеть в качестве голограммы на моём диване или я буду сидеть на вашем, и это действительно будет ощущаться так, будто мы находимся в одном месте. Даже если мы находимся в разных штатах на расстоянии сотен миль друг от друга», — сказал Марк Цукерберг в интервью The Verge в июле 2021 года.
В этом же интервью Цукерберг пояснил, что метавселенная будет работать на гарнитурах виртуальной реальности, мобильных устройствах и игровых консолях. Чтобы это стало возможным, «потребуются новые протоколы и стандарты, новые устройства, новые чипы, новое программное обеспечение — от движков рендеринга до систем оплаты и всего, что между ними».
Вице-президент Facebook Эндрю Босфорт, ответственный за VR и AR, написал, что «для создания метавселенной Facebook нужно построить соединительную ткань между пространствами, чтобы снять ограничения физики и перемещаться между ними с такой же лёгкостью, как из одной комнаты в доме в другую».
Но руководство Facebook не просто рассуждает на эту тему, в последние месяцы они собирают команду по разработке метавселенной, которая станет частью Facebook Reality Labs, занимающейся проектами виртуальной и дополненной реальностей.
Марк Цукерберг считает, что метавселенная подарит огромные возможности всему обществу:
представьте, что вы работаете из дома, но у вас есть цифровой офис. С помощью голограммы вы будете находиться в одном пространстве с коллегами, не покидая свой дом.
Люди смогут чувствовать присутствие других людей во время разговора. Это будут не современные видеозвонки, когда мы только видим собеседника через экран. Благодаря метавселенной у человека будет возникать чувство, что он находится с людьми в одном месте. Это позволит вместе посещать концерты, занятия спортом или танцами.
Учиться также можно будет, не выходя из дома. Но это будут вовсе не современные вебинары, а занятия, на которых можно присутствовать лично благодаря метавселенной.
Стив Ковач, технический редактор CNBC, считает, что Facebook будет использовать эту модель и «зарабатывать, принимая часть денег от транзакций в метавселенной». На такой экономической модели сегодня построено множество бесплатных игр, которые зарабатывают на продаже цифровых товаров внутри игрового мира.
Основатель Epic Games Тим Суини отмечает, что начал серьёзно думать о метавселенной в 2017 году после успеха Fortnite.
«Это будет место встречи для людей и создателей. В какой-то момент каждая компания будет там. Если вы производитель автомобилей, присутствие вашего бренда в метавселенной не будет рекламой ваших автомобилей. Оно будет местом, где люди действительно смогут водить машину и прочувствовать это».
А что насчёт Церкви?
В ходе всё большего проникновения технологий смешанной и дополненной реальности христианству придётся, во-первых, дать ответы на немалое количество этических вопросов, с которыми человечество не сталкивалось никогда.
Во-вторых, перед Церковью встанут вопросы допустимости (или необходимости) появления метацерквей и проведения метабогослужений, метакрещений и метапричастий.
Некоторые участники этой гонки за первенство в создании новой метареальности предполагают, что технология может стать доступной на горизонте 10 лет. Так что думать над ответами на эти вопросы можно начинать уже сейчас.
По материалам РБК Тренды