15 апреля 2020 в 10:31

«Вера — это вопросы, а не ответы…» Известный библеист Игумен Иннокентий (Павлов) скончался на 68-м году жизни

Сергей Николаевич Павлов, известный как Игумен Иннокентий, был обнаружен мёртвым 28 мая. Он был известным исследователем раннего христианства и переводчиком книг Нового Завета. Это, безусловно, огромная утрата для академического богословского сообщества.
Первыми тревогу из-за внезапного исчезновения игумена Иннокентия забили его друзья и соратники. Была развернута поисковая операция, в социальных сетях появились сообщения об его исчезновении. А 28 мая он был найден мёртвым в собственной квартире в Выборге.

Он был известен как исследователь раннего христианства, переводчик Нового Завета, автор целого ряда научных работ, среди которых известное исследование «Как жили и во что верили первые христиане» (Дидахэ).

Сейчас его страница в Facebook превратилась в стену памяти — одно за другим множатся прощальные сообщения от друзей и сотрудников по академической работе.

«Сегодня стало известно о кончине Отца Иннокентия Павлова, нашего крёстного, потрясающе образованного, честного человека, библеиста, с яркими неординарными, часто непопулярными идеями. Светлая-cветлая память! Жаль, что давно не виделись… Главное, чему я научилась у Вас: вера — это вопросы, а не ответы…» (Nana Abdrashitova).

«Хочешь знать, что такое подлинное христианство, изучай Дидахэ. Лев Толстой понял эту истину, и не его вина, что он порой делал неправильные выводы из правильных текстов. Таков был уровень библеистики. Если бы Лев Николаевич читал книги игумена Иннокентия (Павлова), то, вероятно, мы бы имели несколько иной вариант толстовства и, вообще, истории христианства в России…» (Роман Багдасаров).

«Это был человек удивительно ясного ума, яркий, необычный, увлечённый наукой. Помню, зимой, в мороз, он приходил в Крутицкое подворье в худеньком осеннем плаще, а на наши восклицания: «Отец Иннокентий, Вы же заболеете!» — отвечал, как бы оправдываясь: «Да я не люблю тепло одеваться, мне жарко в метро, а по улице я быстро хожу». Думаю, у него и не было этой тёплой одежды, а, если и появлялась, он её раздавал тем, кому было нужнее…» (Екатерина Богданова).

Игумен Иннокентий вёл обширную научную работу в области библеистики, церковной истории, историографии и социологии религии; работал над переводом книг Нового Завета на современный русский литературный язык и их комментированием.

Он навсегда останется в памяти как прекрасный мыслитель, исследователь и заноза для бюрократической и фундаменталистской части Церкви.