Розалинд Пикард — профессор Массачусетского технологического института, удостоенная одной из самых высших наград Национальной инженерной академии США, рассказала о том, как, отвергая возможность существования Бога, но изучая Библию, она пришла к реальной встрече с Автором всего мироздания:
Ещё в начальной школе, «поглощая» книги одну за другой и учась на отлично, я отождествила себя с торжеством интеллекта и научного познания. Я верила, что умному, образованному человеку не нужна религия. В конце концов я объявила себя атеистом, а приверженность окружающих к каким-либо религиозным системам просто списывала на недостаточность образования.
В старших классах я возглавляла дискуссионную группу, отстаивавшую эволюционную теорию. Я была уверена, что мы одержим победу, потому что на нашей стороне наука. Но когда слушатели дискуссии проголосовали и отдали победу сторонникам теории творения, я был ошеломлена. Но в итоге и это списала на нежелание людей думать, анализировать и смотреть фактам в глаза.
В то время я подрабатывала няней, чтобы заработать денег. Одной из моих любимых семей, которым я помогала, была молодая пара — и муж (доктор), и жена были людьми вполне образованными, чтобы вызывать у меня искренне уважение.
Однажды вечером, рассчитавшись со мной, они пригласили меня в церковь. Я была потрясена — умные, образованные люди ходят в церковь? Когда наступило воскресное утро, я сослалась на боль в животе и отклонила их приглашение. На следующей неделе они снова меня пригласили, но и в этот раз «боль в животе» помогла мне от них ускользнуть. Чем больше они упорствовали, тем больше и я изобретала убедительные оправдания.В конце концов они применили иную тактику. «Знаете, — заявили они, — ходить в церковь — это не главное. Важно то, во что ты веришь. Вы читали Библию?»
Я подумала, что, если уж я планирую получить целостное образование, мне не помешает прочесть самую востребованную книгу всех времен. Доктор предложил начать с Притч, читая одну главу ежедневно в течение месяца. Впервые открыв Библию, я ожидала найти в ней ложные чудеса, сказочных существ и различные трюки. К моему удивлению, книга Притч оказалась полна мудрости. Мне приходилось делать паузы во время чтения, чтобы осмыслить прочитанное.
Так я прочла всю Библию. Я испытывала странное чувство, будто эта книга говорит со мной. Это было тревожно, но волнующе привлекательно. В то время я по-настоящему начала столкнулась с вопросом, может ли Бог существовать на самом деле.
Я решила снова прочесть Библию, думая, что, возможно, мой первое впечатление было обычным явлением для начинающих читателей. На этот раз я читала очень внимательно, чтобы разоблачить эту книгу. Также я решила узнать больше о происхождении Библии и изучить другие религии. Возможно, думала я, моя культура, в которой большинство людей были христианами или иудеями, делала христианство привычным и привлекательным.
Больше всего на свете я хотела как можно скорее покончить с этапом «религии» в своей жизни, потому что не хотела иметь с этим ничего общего. Но, несмотря на моё сопротивление, внутри меня разгорелась настоящая битва. Часть меня всё больше и больше хотела проводить время с Богом Библии, но раздражённый голос внутри меня настаивал, что я снова буду счастлива, когда выброшу это из головы.
Я протестовала и не хотела верить в Бога, но всё ещё чувствовала своеобразное чувство любви и Его присутствия, которое просто не могла игнорировать.
В течение первого года обучения в колледже я познакомилась с одним парнем-отличником. Он был очень умён и к тому же подавал большие надежды в футболе и баскетболе — я никогда не встречала никого настолько и умного, и спортивного. Он помог мне с трудной домашней работой по физике, а затем пригласил в свою церковь. На этот раз я согласилась.
Проповедь вызвала у меня шквал вопросов. Я начала поднимать руку прямо во время богослужения, прежде чем поняла, что все остальные сидят тихо. После проповеди я вновь пыталась получить ответы, но люди в основном хотели общаться. Потом стала посещать занятия в воскресной школе, потому что учителя разрешали мне задавать вопросы.
Однажды в воскресенье пастор говорил о разнице между верой в то, что Бог существует, и следованием за Богом. Я читала о том, что Иисус и есть «путь» к Богу, но пыталась избегать всего, что связано с Иисусом, — я просто не могла слышать это имя. Но пастор загнал меня в тупик вопросом: «Кто Господь твоей жизни?»
Я была заинтригована: капитаном моего корабля была только я, но возможно ли, что Бог на самом деле желает вести меня? Так я пришла к более глубокому пониманию того, что значит иметь отношения с Богом через веру в Иисуса. Молиться об этом было глупо — в конце концов, у меня всё ещё были сомнения относительно существования Бога. Но, в духе пари Паскаля, я решила провести эксперимент и обратиться к Тому, в существовании Кого я до этого дня сомневалась.
После молитвы «Иисус Христос, я прошу тебя стать Господом моей жизни» мой мир кардинально изменился, как будто плоское чёрно-белое существование внезапно превратилось в полноцветное и трёхмерное. Однако я ничего не потеряла в своём стремлении искать новые знания. На самом деле, я обрела смелость задавать ещё более жёсткие вопросы о том, как устроен мир. Я получила радость и свободу, но вместе с тем и повышенное чувство ответственности за те проблемы, которые нас окружают.
Вы когда-нибудь собирали некий механизм, который работал только частично? Может быть, колёса крутились, но не плавно. Тогда вы понимаете, что упустили какую-то деталь. Потому что, когда вы, наконец, соберете всё правильно, механизм станет работать идеально.
Вот как я себя чувствовала, передавая свою жизнь Богу: я думала, что раньше она работала нормально, но после того, как она была «исправлена», всё в моей жизни стало функционировать и развиваться экспоненциально лучше. Это не значит, что со мной никогда не случалось ничего плохого — это далеко не так. Но во всём, хорошем и плохом, я могу рассчитывать на Божье руководство, утешение и защиту.
Сегодня я являюсь профессором Массачусетского технологического института. У меня невероятные коллеги, которые помогли преобразовать результаты моих лабораторные изысканий в продукты, позволяющие менять жизнь людей к лучшему, в том числе умные часы, которые помогают лицам, ухаживающим за больными, спасать жизни людей с эпилепсией.
Я тесно сотрудничаю с теми, кто борется за жизнь, людьми, чьи дети нездоровы. У меня нет адекватных ответов, чтобы объяснить все их страдания. Но я знаю, что есть Бог непостижимого величия и любви, который свободно вступает в отношения со всеми, кто исповедует свои грехи и призывает его имя.
Когда-то я думала, что слишком умна, чтобы верить в Бога. Теперь я знаю, что была глупой и высокомерной девчонкой, которая пренебрегала величайшим разумом во всем мироздании — Автором всей науки, математики, искусства и всего остального, что возможно знать.
Сегодня я смиренно иду по жизни, получив самую незаслуженную милость. Я иду с радостью рядом с самым удивительным Другом, Которого только можно пожелать, и полна желания продолжать учиться и исследовать.
Розалинд Райт Пикард — американский учёный, профессор Массачусетского технологического института, основатель и директор исследовательской группы Affective Computing в MIT Media. В 2019 году была удостоена одной из высших профессиональных наград, присуждаемых инженерам, за её вклад в аффективные вычисления на выборах в Национальную инженерную академию.
Пикард приписывают начало отрасли информатики, известной как аффективные вычисления, с её одноименной книги 1997 года. В этой книге описана жизненно важная роль, которую человеческая эмоциональная коммуникация играет в отношениях между людьми, и возможные эффекты распознавания эмоций роботами и компьютерами. Её работа в этой области привела к расширению исследований аутизма и разработке устройств, которые могли бы помочь людям распознавать нюансы человеческих эмоций.
По материалам Christianity Today