Президент Турции издал указ о превращении храма Святой Софии в Стамбуле из музея в мечеть. Христианские лидеры выразили глубокое сожаление о случившемся, а кто-то и вовсе назвал это «пощёчиной мировому христианству».
Давние угрозы турецкого лидера Реджепа Эрдогана воплотились в жизнь — 10 июля он подписал указ о превращении храма Святой Софии в мечеть, который имел статус музея «Айя-София» с 1934 года.
Этот храм впервые стал мечетью после завоевания Константинополя турками в 1453 году. А до этого с начала 6 века н. э. на протяжении веков храм Святой Софии считался крупнейшим храмом христианского мира.
Юридическую возможность для революционного решения Эрдогану предоставил Госсовет страны. 2 июля в ходе 17-минутного заседания он решил, что судьбу «Софии» можно определить указом президента, так как в 1934 г. никакого закона по этому вопросу не издавалось.
К Эрдогану с просьбами не трогать музей обращались со всех концов планеты, но возможностей или «политической воли» воспрепятствовать его намерениям не нашлось ни у кого.
«Святая София» — один из ключевых символов русской христианской культуры. «Повесть временных лет» утверждает, что эстетическое восхищение, пережитое послами киевского князя Владимира в этом храме, стало одной из причин Крещения Руси. В заявлении против изменения статуса храма патриарх РПЦ Кирилл подчеркнул: «Русской церкви он особенно дорог». И действительно, «мечта о «Софии»» служила сакральным оправданием множественным русско-турецким войнам, а правительствующий Синод в ожидании победы России в Первой мировой войне даже разработал чин освящения собора.
Председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев) назвал случившееся «пощёчиной всему мировому христианству» и выразил сожаление в связи с тем, что «политическая конъюнктура взяла верх над уважением к религиозным традициям».
«Для православных христиан Святая София — то же, что для католиков собор Святого Петра в Риме. Это храм-символ и одна из величайших христианских святынь», — добавил глава митрополит Илларион, подчеркнув, что никак иначе воспринимать её христиане не могут и не будут.
Папа Римский Франциск из окна своей резиденции, выходящего на площадь Святого Петра, заявил: «Я думаю о Святой Софии, и мне очень больно», — сказал он.
Генеральный секретарь Всемирного совета церквей Преподобный д-р Иоан Саука также подверг критике это решение.
В письме Эрдогану он призвал президента Турции восстановить собор Святой Софии «в той символической объединяющей роли», которую он играл в качестве музея.
«К сожалению, это решение также было принято без предварительного уведомления или обсуждения с ЮНЕСКО того, как это решение повлияет на универсальную ценность Святой Софии, признанную всемирным наследием».
По материалам Credo Press и Christian Today