В Санкт-Петербурге прошли пикеты в защиту свидетелей Иеговы. По мнению собравшихся, их преследуют именно за веру, а гонения напоминают те, что были в нацистской Германии и СССР времён сталинского периода. Что происходит со свободой вероисповедания в России, по какой причине начались преследования и будет ли им положен конец?
В интервью для интернет-газеты ZНАК партнёр адвокатского бюро «Славянский правовой центр»
Владимир Ряховский заявил:
С одной стороны, согласно нашей Конституции и международному праву каждый может свободно распространять свои религиозные взгляды. Однако, с другой стороны, в 2016 году были введены правила, регламентирующие миссионерскую деятельность. Причём их целью было усиление борьбы с терроризмом. С того момента было возбуждено более тысячи административных дел за нарушение этой статьи. Хочу спросить инициаторов этого закона: хоть один террорист был привлечен по этой статье? Зато фактов необоснованного привлечения верующих предостаточно.
Президент поручил председателю Верховного суда разобраться с ситуацией и подготовить до 1 июля текущего года доклад о том, что происходит. В законе о противодействии экстремистской деятельности говорится о пропаганде религиозного превосходства и исключительности. Верховный суд должен дать определение тому, что такое превосходство и что такое исключительность. Я понимаю, что превосходство и исключительность носят дискриминационный характер. Допустим, надпись «Вход только для белых», как во времена сегрегации в США, — это превосходство. Или надпись «Вход только для мусульман» — тоже превосходство. Но если я говорю: «Ребята, наша вера самая правильная. Чтобы спасти свою душу, мы должны следовать только ей», то это не пропаганда исключительности. Это особенность вообще любой религии.
Закон Яровой назывался «Принятие дополнительных мер по противодействию терроризму». Я не знаю, кому именно мешают свидетели Иеговы. Максимум, что они делают, это ходят по улицам и предлагают свою литературу. А терроризм — это взятие заложников, нападения, расстрелы, взрывы с целью повлиять на государственную политику. Чтобы предотвращать такую деятельность, нужно внедряться в террористическое подполье, рисковать жизнью, а здесь ничего не надо. Приехал на квартиру, всех лицом на пол и повёз в отделение.
В 2017 году было принято решение Верховного суда о ликвидации управленческого центра религиозного объединения «Свидетели Иеговы», а вместе с ним и 395 структурных организаций иеговистов. Они были признаны экстремистской организацией и ликвидированы. Причём эти решения были вынесены только по одному признаку, предполагаемому законом об экстремистской деятельности: пропаганда исключительности и превосходства граждан по религиозному признаку. То есть им вменялось то, что они считают, что их вера единственно истинная.
Тут же возникает вопрос: скажите, а представители других конфессий и религиозных течений говорят не то же самое? Любой последователь той или иной религии утверждает, что именно его вера единственно правильная, поэтому-то он её и принял. То есть их ликвидировали только за то, за что можно ликвидировать по российскому законодательству любую другую религию.
Если благоразумие не восторжествует, то ситуация непредсказуема. По тем же самым основаниям, по которым сейчас преследуют свидетелей Иеговы, можно преследовать любых верующих. В первую очередь тех, кто не вписывается в традиционные религии и как-то связан с западными странами, например мормоны, баптисты, пятидесятники, адвентисты. По всем по ним при желании можно пройтись силовым катком.
Искренне верующий не может не проповедовать. Я посоветую правоохранителям больше вникать в ситуацию и заниматься самообразованием.
Всем остальным, даже неверующим, я хочу сказать: вас должно беспокоить, что преследуют свидетелей Иеговы. Потому что сегодня приходят за ними, а завтра придут за вами под каким-то предлогом, но, возможно, вас защитить уже будет некому, как сказал один немецкий пастор про репрессии времён Третьего рейха.
По материалам интернет-газеты ZNAK