Я просто больше не верю в то, во что веришь ты». Это слова, которые ни один верующий родитель или молодёжный лидер никогда не хотел бы услышать.
Когда же это всё-таки происходит и ударная волна от этого «взрыва» немного стихает, мы, наконец, задаёмся вопросом: можно ли было как-то это предотвратить?
Что случилось с этим парнем, который так активно участвовал в служении? Он же никогда не пропускал молодёжные собрания. Вам лучше знать, что приблизительно 50 % молодых людей отказываются от своей веры после того, как покидают «отчий дом».
Хотя, в конечном счёте, наши дети сами выбирают, за кем им следовать, мы можем многое сделать, чтобы переломить эту тенденцию.
Во-первых, нам нужно лучше понимать студентов, которые часто именно после окончания учёбы оставляют свою веру. Я много лет работал со старшеклассниками, студентами и исследовал эту сферу. Предлагаю вам 3 истории школьников и студентов, которые оставляют христианство.
Неотвеченные вопросы
Стивен вырос в христианской семье и регулярно посещал церковь. Но со временем у него стали возникать вопросы и сомнения по поводу его веры:
– Реален ли Бог?
– Разве наука и эволюция не оставили «концепцию Бога и сотворения» за бортом?
– Насколько разумно полагать, что кто-то может воскреснуть, если это противоречит моему опыту?
– Откуда мне знать, что Бог действительно любит меня?
– Если люди несовершенны и совершают ошибки, то как Бог может написать совершенную Библию через таких людей?
– Если Бог действительно добр и могуществен, почему допускает столько зла и страданий в мире?
– Все ли неверующие, как я верю, идут в ад?
Поиск ответов в YouTube и Google не помог, поэтому он начал задать вопросы знакомым христианам. Но, к сожалению, быстро осознал, что «духовные» христиане такие вопросы в церкви не задают. Ему быстро дали понять, что вопросы и сомнения указывают на слабость веры.
В результате Стивен научился проглатывать свои вопросы, сомнения и неуверенность и так дошёл до момента, когда его вера рассыпалась в пыль. «Это не может быть правдой, — думает он. — Это больше не имеет смысла». Он притворяется, что верит, только чтобы не огорчать свою семью и молодёжного пастора.
Стивен никогда не хотел этого. Он просто перерос свою детскую веру. Этого было недостаточно, чтобы перейти на следующий этап жизни. Ему нужно было больше, чем просто христианские раскраски и библейские истории.
Угасание его веры продолжилось по мере взросления и обучения, и однажды, когда он попал в другое сообщество с другим возможностями свободы, его разочарование в вере стало очевидным. Он почувствовал смесь облегчения и потери, но зато ему больше не нужно притворяться.
Тёплое христианство
Дженнифер тоже выросла в христианской семье и регулярно посещала церковь. Со временем она начала замечать, что многие её верующие друзья и христиане постарше говорят одно, а живут совершенно другим. Это люди, для которых христианство имеет значение только на пару часов в воскресное утро, а затем отходит на второй план до следующего воскресенья.
Со временем Дженнифер приходит к выводу, что христианство для неё, в принципе, актуально, потому что это то, во что она лично верит, к тому же её так воспитали. Но когда она становится старше, «пламя веры» в её жизни потухает.
Она не хочет кого-то осуждать или быть нетерпимой к тому, во что верят другие. Её вера становится комфортной и личной. Однако в тот момент, когда это происходит, христианство теряет свою жизненную силу.
Она не рискует отношениями, чтобы рассказывать друзьям об Иисусе или плыть против течения, сталкиваясь с моральным выбором во множестве повседневных ситуаций. Зачем раскачивать лодку? По сути такой человек оставляет истинное христианство, не снимая с себя ярлык христианина.
Кризис веры
Так же как Дженнифер и Стивен, Джон вырос в христианской семье и регулярно посещал церковь. Со временем Джон начал бороться с такими же нежелательными вопросами и сомнениями, которыми начал задаваться Стивен.
Как и Стивен, он принялся искать ответы и тоже столкнулся с тем, что «правильные» христиане подобных вопросов не задают. Средство было простым — ему просто нужно было стараться и иметь больше веры, но это не сработало. Наверное, он не был таким духовным, как все.
С течением времени его чувство разочарования и изоляции усиливалось, Джон начал дистанцироваться от своих христианских друзей в церкви.
Затем он начал находить блоги людей, пишущих в Интернете и создающих видео, которые выражали его чувства и подтверждали его сомнения. Они казались ему разумными и нравились ему, к тому же они рассказывали обо всём так интересно и смешно.
Вот так в один непрекрасный день Джон подумал: «А знаете, что? Я больше во всё это не верю. Оно того не стоит. Я не думаю, что то, чему вы учите в церкви, совпадает с реальностью».
Не будучи убеждённым, он теперь должен был решить, собирается ли он оставить свою неверие при себе или обнародовать это. Это кризис веры. Только в отличие от Стивена, он решил не притворяться, а уйти.
В результате он начал открыто бросать вызов своим родителям, друзьям в школе, церкви и в социальных сетях. Взрослея, он отказывается жить в узких рамках христианства.
Для некоторых учеников, таких как Джон, этот момент кризиса веры иногда совпадает со значительной потерей, травмой, отвержением в отношениях, разводом родителей, моральным падением или другими разрушительными событиями.
Это не сказка для взрослых
Что трагично в выше перечисленных и слишком распространенных историях, так это то, что это не должно было произойти. Бог призвал молодых людей к большему, как и всех нас. Он призвал их смело следовать за Иисусом и нести в нашу культуру Его послание, изменяющее жизнь.
Без проблем нет роста. Когда подростки и студенты растут в церкви, им нужны испытания в реальном мире, которые бросают вызов их вере. Но при этом они нуждаются в безопасном сообществе других по-настоящему верных христиан, которые способны позаботиться о них и могут их вооружить.
Подход «просто сильнее верь» или «слепая вера» не работает. Что ещё более важно, это абсолютно небиблейский подход. Студентам нужно взрослое мировоззрение, которое способно объяснить их опыт и дать представление об окружающем их мире.
В какой-то момент они должны принять ответственность за свою веру от церкви или своих родителей. Им необходимо прийти к точке, где они убедятся, что христианство истинно. Создание прочной веры означает осознание того, во что вы верите, почему вы верите в это и как это соотносится с практикой жизни.
Не падайте духом. Нам нужен четвёртый путь. Я убеждён, что подростки и молодёжь могут справиться с гораздо большим, чем мы можем представить. У меня для вас хорошие новости… Христианство — это не сказка для взрослых. Это действительно так, и настало время убедиться, что следующее поколение это знает.
Автор: Джонатан Морроу — писатель, адъюнкт-профессор апологетики в Университете Биола.
По материалам www.crosswalk.com