«В Средней Азии бурлит христианство…» Иоганнес Раймер о пробуждении в Иране и Узбекистане

Иоганнес Раймер, пастор, профессор миссионерских исследований и межкультурного богословия Университета прикладных искусств Эверсбаха (Германия), директор Департамента по связям с общественностью и руководитель совета мира и примирения Всемирного евангелического альянса (WEA), рассказал о том, что сейчас происходит с церквями в странах Средней Азии.

«Христианство умирает в Америке, то же самое происходит в Европе. И если оно растёт в Европе или в Америке, то только за счёт миграции, или не только, но почти только [за счёт этого].
А в других странах, особенно в Южном полушарии, у нас невообразимое пробуждение. В настоящий момент шатается и падает самый большой антихристианский гигант — ислам. И я приведу ряд примеров.
Первый пример связан с Ираном. Здесь есть такое шиитское верование, что в определённые времена Бог посылает своего Аятоллу, это духовная личность, своего рода пророк. И последнего из этих аятолл буду звать Махди — это будет Иисус Христос, так они верят.
Они верят, что Иисус вернётся обратно на землю и здесь, на земле, будет обустраивать Своё царство. Они ждут библейского новозаветного Иисуса Христа.

В 2005 году президент Ахмадинижад устроил большую конференцию на тему, когда же придёт Махди, когда придёт Иисус Христос.
На эту конференцию он также пригласил трёх американских христианских богословов, одним из них был Давид Шенк (David W. Shenk) из Пенсильвании. Ему даже дали возможность выступить на иранском телевидении и рассказать, кто такой Иисус Христос с точки зрения христиан, почему мы, христиане, верим в Его второе пришествие и что будет, когда Он придёт.

И результат этой конференции был для Ирана невообразимым — повсюду в стране начали каяться люди, приходить к Иисусу, находить Его даже без христианских проповедников. Люди находили и покупали Новые Заветы. На сегодняшний день у нас в Иране от 5 до 7 миллионов возрождённых. И это в Иране.
Похожая ситуация сейчас в Северной Африке с так называемыми кабилоарабами. Среди мусульманских народов миллионы обращённых к Господу. И это всё у людей происходит чуть ли не самостоятельно. Они читают Коран, а там вычитывают, что Дух Господень — это Иисус Мессия и Слово Божье — это Иисус Христос.
Потом они начинают искать это Слово Божье. Находят ответы и приходят к Господу, причём миллионами.

Для нас, постсоветских людей, самое интересное, конечно, — это то, что происходит на территории Средней Азии. Здесь до конца СССР было очень мало верующих в мусульманских народах, почти никого не было.
Потом в Узбекистане начался настоящий террор в отношении христиан, их загнали в подполье, и основная масса верующих уехали из страны.
Что произошло дальше? Умер президент Каримов, который гнал христиан, и правительство страны решило изменить стратегию полностью. Они пригласили Всемирный евангельский альянс помочь им обустроить евангельские церкви. Вывести их из подполья. Я сам лично приезжал на переговоры с правительством.

Сейчас у нас тысячи узбеков верующих. Я был в Бухаре на границе с Ираном, это очень древний город, исторический. Когда-то там была маленькая пятидесятническая церковь и ещё меньше баптистская. Только в течение прошлого года бухарские братья покрестили около 400 таджиков и узбеков, которые были мусульманами.
По всей бухарской области — везде кружки христиан.
Но что они делают, эти верующие? Это интересно. Наши таджикские, узбекские, казахские, киргизские верующие идут несколько иным путём, чем шли мы, когда жили в этих странах.
Они отвечают на запросы населения. Скажем, в Узбекистане вода часто отравленная, люди болеют оттого, что они пьют её. Потому что повсюду выращивают хлопок, используется селитра, и она давно отравила всю землю, всюду солончак.
И верующие начали при церквях собирать деньги и устраивать очистительные системы фильтрации — до 500 литров в час питьевой воды. И раздают среди мусульманских соседей, в результате люди идут за чистой водой в церковь.
Они впервые попадают в церковь, получают воду, начинают интересоваться и приходить к Богу.

В среднеазиатском исламе бытует такое мнение: если ты глухонемой, слепой или ещё какая-то у тебя проблема, то ты проклят Богом. Этих детей даже в школу не пускали, и по стране таких много инвалидов из-за инцеста в племенах.
А христиане пошли к этим инвалидам, говоря: «Для нас это люди». Стали открывать небольшие школы для глухонемых, учить их разговаривать, понимать друг друга, читать. В Бухаре сейчас готовят большую школу для глухонемых.
Результат — семьи увидели, что об их детях заботятся, и они идут в церковь. Так и началось пробуждение.

Во многих исламских государствах сейчас открываются возможности для христиан.
К примеру, в ОАЭ мы сейчас открыли евангельский альянс, так сказать, «крышу» для всех евангельских верующих. Основная масса этих верующих — приезжие работники. В одном лишь Дубае только в одной евангельской центральной церкви — 42000 членов.
И власти разрешают собираться. Конечно, если ты попытаешься там какого-нибудь шейха евангелизировать, то тебя точно выкинут из страны, так что с умом нужно проповедовать.
Поэтому если говорить о Средней Азии, то там бурлит христианство, там сильное движение…»

Текст взят из интервью Иоганнеса Раймера «Мусульманское чудо. Христианство в Иране и Узбекистане» для Kanon News.
Послушать его полностью можно здесь:

ВО СВЕТЕ